Форум » Культура, медицина и прочее » Мария Башкирцева » Ответить

Мария Башкирцева

Jenny: Она стала первым русским художником, чьи работы приобрел Лувр, и оставила после себя 150 картин, 200 рисунков, многочисленные акварели. Во Франции, Голландии, Англии прошли ее посмертные выставки. Дневник, опубликованный во Франции спустя три года после ее кончины, вскоре перевели на все европейские языки, а затем издали в Америке. В России, начиная с 1893 года, он трижды выходил в свет. Марина Цветаева посвятила «блестящей памяти» художницы ранний сборник стихов «Вечерний альбом». Вечерний дым над городом возник, Куда-то вдаль покорно шли вагоны. Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны, В одном из окон полудетский лик... http://www.biografii.ru/biogr_dop/bashkirceva_m_k/bashkirceva_m_k.htm Мария Башкирцева. Автопортрет

Ответов - 6

Jenny: Мария Башкирцева родилась на Полтавщине в 1860 году. Ее мать, урожденная Бабанина, была из старинного дворянского рода, в котором прослеживались татарские предки. Отец Муси – так называли ее близкие – весьма образованный человек, не лишенный литературного дарования, долгое время занимал пост предводителя полтавского дворянства. Семейная жизнь родителей не сложилась: они расстались спустя два года после свадьбы. Муся воспитывалась блестяще образованным дедом, поклонником Байрона и англоманом, и двумя гувернантками – русской и француженкой. В десятилетнем возрасте болезненная девочка, сопровождаемая домашними и врачом, уехала за границу, где и прошла вся ее сознательная жизнь. После этого она побывала в России лишь трижды... О ранних годах будущей художницы сохранились весьма скудные сведения. После двухлетних скитаний по Европе мать и дочь остановились в Ницце, сняв на долгое время роскошную виллу Аква-Вива. Многочисленные таланты девочки проявились рано. За короткий срок почти без посторонней помощи она овладела четырьмя современными и двумя древними языками, что дало ей возможность знакомиться в оригинале с произведениями античных авторов и классиков мировой литературы. «Я взялась за распределение часов своих учебных занятий: девять часов работы ежедневно, – писала она в дневнике. – Мне тринадцать лет, если я буду терять время, то что же из меня выйдет?.. Так много дела в жизни, а жизнь так коротка!» С поразительной легкостью научилась Муся игре на гитаре, мандолине, арфе и рояле. Наделенная от природы удивительно сильным голосом редкого тембра и большого диапазона, она мечтала о сцене. «Я создана для триумфа и сильных ощущений, поэтому лучшее, что я могу сделать, это сделаться певицей...» Уверенность в собственном успехе, может быть, была связана с одним любопытным случаем. Однажды гадатель-еврей напророчил Мусиной матери: «У тебя двое детей, сын будет как все люди, но дочь твоя будет звездою...» В 1877 году семнадцатилетняя Муся переехала в Париж. С театральными грезами со временем пришлось расстаться: тяжелое заболевание горла почти полностью лишило ее голоса, к тому же с восемнадцати лет девушка начала глохнуть... После долгих раздумий она приняла решение стать художницей и поступила в частную Академию живописи Рудольфа Жюлиана. Окружающие сначала восприняли это как экстравагантный шаг молодой русской аристократки, как бездумное увлечение, которое быстро пройдет... Но огромная работоспособность в сочетании с выдающимися данными принесла первые плоды. Уже через одиннадцать месяцев после начала курса одну из картин Марии Башкирцевой выставили в Салоне среди ученических работ. Весьма строгое жюри единогласно присудило ей первую золотую медаль. Трудно поверить, глядя на произведения Марии, что их автор – не зрелый мастер, а юная девушка. Продолжая совершенствоваться, она много ездила по городам Европы, проводила целые дни в картинных галереях, изучая творения старых мастеров. Во французской прессе появились первые отзывы о ее творчестве. Критики отмечали оригинальность и своеобразие работ, безупречное владение карандашом и кистью, а также душевную мягкость и теплоту в изображении персонажей. Вот как описывал Марию Башкирцеву французский критик Франсуа Коппе: «В эту минуту вошла мадемуазель Мари… В свои 23 года она казалась гораздо моложе, небольшого роста, при изящном сложении, лицо круглое, безупречной правильности: золотистые волосы, темные глаза, светящиеся мыслью, горящие желанием все видеть и все знать, губы, выражавшие одновременно твердость, доброту и мечтательность, вздрагивающие ноздри дикой лошади. М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное... воли, прячущейся за нежностью, скрытой энергии и грации. Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила…» Самозабвенный труд не мог не отразиться на слабом здоровье художницы. У нее начали седеть волосы и слабеть слух, появились первые признаки чахотки. «Мне кажется, что я должна умереть, я не могу жить: я ненормально создана, во мне бездна лишнего и очень многого недостает; такой характер неспособен быть долговечным». 1 декабря 1883 года Муся записала в своем дневнике: «Вот если бы кто-нибудь вполне понял бы меня, перед кем я могла бы вся высказаться!» Своим адресатом она выбрала... Ги де Мопассана, которому отправила несколько писем. Почему? Вот как на этот вопрос отвечает биограф писателя Арман Лану: «Это была русская девушка, капризная и изысканная, несносная и трогательная, маленькое прозрачное существо, кокетничавшая перед лицом собственной смерти. Она хотела оставить свой дневник какому-нибудь писателю. Мария цеплялась за этот дневник как за единственную надежду пережить саму себя... Она думала о Мопассане как об исполнителе ее завещания. Вместо того чтобы прямо ему об этом сказать, что его безусловно бы растрогало, она жеманилась. Грубость Милого друга, стоящего на пороге могилы, обескуражила этот хрупкий оранжерейный цветок…» Заинтригованный писатель пытался угадать, кто его собеседница. Она отвечала: «...Если бы я не была замужем, разве осмелилась бы я читать ваши ужасные книги? Довольны ли вы?.. А что если я мужчина?». Так и не открыв своего имени, девушка оборвала переписку. В дневнике она признавалась: «Я жалею, что обратилась не к Золя, а к его адъютанту, талантливому, и даже очень. Однажды утром я проснулась, ощущая потребность, чтобы какой-нибудь знаток оценил по достоинству, как красиво я умею писать». В последние годы жизни Мария Башкирцева создала несколько крупных полотен, вызвавших большой интерес публики и коллег. «Мадемуазель Башкирцева, – писала в 1884 году французская газета «Журналь дез артист», – постигла поэзию стоптанных башмаков и разорванных блуз... Эта умная и неустрашимая художница много работает и, несмотря на свою молодость, сумела уже составить себе имя и завоевать внимание публики и критики, всегда несколько недоверчивой по отношению к женщине». Непростые отношения связывали Марию с ее учителем Лепажем. Тяжелая болезнь приковала этого французского художника к постели, но даже тогда, когда он не мог двигаться, его потребность видеть ее, говорить с ней вынуждала его близких приносить мастера в дом Башкирцевых. Именно он находился рядом с Марией в ее последние, предсмертные дни. Скоротечная чахотка отнимала силы молодой художницы. Подолгу лежа в постели, на последней своей, неоконченной картине она нарисовала молодую женщину, сидящую на траве в цветущем весеннем саду… Мария ушла из жизни в октябре 1884-го, не дожив двух недель до очередного дня рождения. На следующий год французское общество женщин-художниц и скульпторов устроило первую посмертную выставку ее произведений. Спустя еще время по инициативе и на средства голландских живописцев состоялась выставка ее работ в Амстердаме. В 1887-м вышли в свет два тома ее дневников. Книга стала одной из самых читаемых. Европейская художественная критика увидела в Башкирцевой яркую индивидуальность, многогранно талантливую женщину из загадочной России. «Как искусственно все у нее – и держится, и одета...» – отозвался Л. Н. Толстой. «Смешна, нелепа, подчас возмутительна», – вторил ему Н. Н. Михайловский. «Прочел (перечел) «Дневник Башкирцевой», – записал И. А. Бунин. – ...Все говорит о своей удивительной красоте, а на портрете при этой книжке совсем нехороша. Противное и дурацкое впечатление производит ее надменно-вызывающий, холодно-царственный вид... Снова очень неприятный осадок от этого дневника. Письма ее к Мопассану задирчивы, притязательны, неуверенны, несмотря на все ее самомнение... путаются и в конце концов пустяковы. Дневник просто скучен. Французская манера писать, книжно умствовать; и все – наряды, выезды, усиленное напоминание, что были такие-то и такие-то депутаты, графы и маркизы, самовосхваление и снова банальные мудрствования...» Надо признать, дневник и впрямь производит подобное впечатление... Но были и другие мнения. «Ничто так не воскрешает меня, как дневник Башкирцевой. Она – это я сам со всеми своими мыслями, убеждениями и мечтами», – признавался Валерий Брюсов. Да и И. А. Бунин в мае 1942-го сделал в своих тетрадях такую пометку: «Кончил перечитывать «Дн-к» Башкирцевой. Вторая половина книги очень примирила меня с ней. И какая действительно несчастная судьба!..» Незадолго до смерти Мария Башкирцева сделала следующую запись: «Словом, во всем, во всех направлениях, во всех чувствах и человеческих удовлетворениях я искала чего-то непременно великого... И если это не может осуществиться, лучше уж умереть...» Мопассан, посетив ее могилу, изрек: «Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!» После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году… Е.Н. Обоймина, О.В. Татькова http://www.biografii.ru/biogr_dop/bashkirceva_m_k/bashkirceva_m_k.htm

Jenny: Мария Башкирцева В Люксембургском музее в Париже существует давнее правило, согласно которому этот музей хранит произведения художников в течение десяти лет после их смерти, а затем лучшие передает в Лувр. Так случилось с картинами Марии Башкирцевой (1860–1884) «Митинг», «Портрет натурщицы», «Жан и Жак», которые были приобретены на посмертной выставке художницы, а затем поступили в Лувр. Следует отметить, что это был первый случай, когда картины русского художника попали в Лувр. Тогда же, в 1885 году, известный писатель и драматург Франсуа Коппе опубликовал очерк «О Марии Башкирцевой». «Я видел ее только раз, видел только в течение одного часа — и никогда не забуду ее, — признавался писатель. — Двадцатитрехлетняя, она казалась несравненно моложе. Почти маленького роста, пропорционально сложенная, с прекрасными чертами кругловатого лица, со светло-белокурыми волосами, будто сжигаемыми мыслью глазами, горевшими желанием все видеть и все знать, с дрожащими, как у дикого скакуна, ноздрями — Башкирцева с первого взгляда производила так редко испытываемое впечатление: сочетание твердой воли с мягкостью и энергии с обаятельной наружностью. Все в этом милом ребенке обнаруживало выдающийся ум. Под женским обаянием чувствовалась железная мощь, чисто мужская». Ф. Коппе описывает свои впечатления от посещения мастерской молодой художницы, где в темном углу он «неясно видел многочисленные тома книг, беспорядочно расположенные на полках, разбросанные на рабочем столе. Я подошел и стал рассматривать заглавия. Это были лучшие произведения человеческого гения. Они все были собраны тут на их родном языке — французские, итальянские, английские, а также латинские и даже греческие, и это вовсе не были «библиотечные книги», книги для мебели, но настоящие, употребляемые книги, читаные и перечитаные. На конторке лежал Платон, раскрытый на одной из самых чудных страниц». Русская поэтесса и переводчик, обладательница престижной «Пушкинской премии», Ольга Чюмина в 1889 г. посвятила памяти Башкирцевой сонет, в котором описаны картины, виденные поэтессой в мастерской художницы в Париже: От мелких драм из жизни бедняков, записанных и схваченных с натуры, где все живет: и лица, и фигуры, и говорит красноречивей слов, до чудных сцен евангельских преданий иль эпопеи Рима роковой и Греции: весь цикл ее созданий — всё истиной проникнуто одной. «Святые жены», «Цезарь», «Навзикая»... Повсюду мысль, везде душа живая. О художнице написано несколько романов. Свой первый сборник стихов «Вечерний альбом» Марина Цветаева посвятила «Светлой памяти Марии Башкирцевой». М. Башкирцева оставила более 150 картин, 200 рисунков, несколько скульптур. Большинство картин после двух выставок, устроенных в Париже французским обществом женщин-художниц, было приобретено для музеев Франции и Америки. В музее Ниццы имеется отдельный зал Башкирцевой. Ее картины хранятся в Русском музее, Третьяковской галерее, днепропетровском, саратовском, харьковском музеях. http://art.1september.ru/view_article.php?ID=200900113

Jenny: Литературные страницы Мария Башкирцева (1860-1884) Российская художница. Творческое наследие (более 150 картин, рисунки, акварели, скульптуры), а также «Дневник» (на французском языке; в русском переводе опубликован в 1892) отразили умонастроения и эстетические веяния последней четверти 19 в., позднее оформившиеся в эстетике декадентства. http://ndolya.boom.ru/bashk/ (Из Большого Энциклопедического Словаря)


Jenny: Мария Башкирцева "Святые жены" Известно немного более десяти живописных произведений Марии Башкирцевой, находящихся в музеях Ниццы, Люксембурга, в Русском музее С.-Петербурга и в саратовском музее имени А.Н. Радищева. В одном из залов Радищевского музея находится живописный эскиз «Жены-мироносицы», выполненный в Париже в 1883 году. Имя автора этого эскиза Марии Константиновны Башкирцевой (1860—1884 гг.) сейчас знакомо немногим, и трудно представить, что в 80—90-е годы XIX столетия оно было столь популярно. Тогда во Франции, а затем и в России был опубликован «Дневник Марии Башкирцевой». В нем с полной искренностью и чисто художественной наблюдательностью представлена история ее короткой жизни: «Я говорю все, все, все», — писала она, предназначая свой дневник для печати. Ее «Дневник» возбудил живой интерес публики, и во многом благодаря успеху этой книги возник легендарный образ женщины, стремившейся к счастью, свободе и творчеству, имевшей для этого, казалось бы всё, но так и не успевшей до конца раскрыть себя. Мария Башкирцева умерла совсем юной, в возрасте 23 лет, от туберкулеза. Сейчас это двухтомное издание по праву считается одним из лучших произведений мемуарной литературы XIX столетия. Мария Башкирцева относится к тем необыкновенным личностям, судьба которых привлекает так же, как и их творчество. Она родилась в знатной и богатой семье. С детства девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте родители увозят ее в Ниццу. С тех пор оналишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе. Марию с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Дарования ее были блистательны и разносторонни. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным голосом — сопрано. В 1877 г. Башкирцева стала посещать академию живописи Р. Жюлиана в Париже. В 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ и с этого времени регулярно выставляла свои картины, неизменно встречая теплые отзывы французских газет и журналов. К сожалению, большая часть живописного наследия Марии Башкирцевой погибла в годы первой мировой войны. В последние годы жизни Мария Башкирцева; в своем творчестве обращается к страницам Евангелия. В 1880 г. она задумывает живописное полотно «Святые жены», в основе которого лежит один из самых драматических сюжетов Евангелия — Распятие и Христа. Художница не успела завершить работу, состоялось лишь несколько живописных эскизов, на редкость, раскованных и красивых по краскам. Один из них и находится в экспозиции Радищевского музея. В собрание музея он поступил в 1886 году от его основателя А.П. Боголюбова. По свидетельству первых трех Евангилий Святые жены-мироносицы, приготовившие миро (благовония и умащения) для погребения распятого Иисуса Христа, первыми получили благовестие о Воскресении Христа от ангела, явившегося им у горба Господня. Именно этот момент чаще всего изображается как в древнерусской иконописи, так и в живописи Нового времени. Но Мария Башкирцева обращается к минутам, предшествующим этому событию:”…Иосиф Аримафейский похоронил Христа, и горб завалил камнями: все ушли, наступает ночь, Мария Магдолина и другая Мария остались одни. Это один из лучших моментов божественной драмы и один из наименее затронутых. Тут есть величие и простота, что-то страшное, трогательное и человеческое...» (из дневника Марии Башкирцевой). Небольшая по размеру и не поражающая яркостью красок работа не сразу привлекает к себе внимание. Но стоит задержаться и постоять подольше, внимательно вглядываясь в нее, она начинает завораживать своим очарованием, необъятной глубиной и человечностью. Неяркая живопись поражает каким-то внутренним свечением. В своей исповеди Башкирцева писала: «...это должно было происходить в тот час, когда очертания предметов стушевываются, сплываются, спокойствие окружающего мира составляет контраст со всем совершившимся. В половине шестого я вдруг улавливаю своеобразный эффект красноватого вечернего неба с серпом восходящего месяца: именно, именно, именно то, что мне нужно для моих «Святых жен». В один момент я делаю набросок. В другой раз ведь не заставишь позировать такое небо....» Соприкасаясь с произведениями Марии Башкирцевой, понимаешь, что человеческая душа, если оставила она след на земле, всегда возвращается — неожиданной, как чудесное открытие. Ксения Федорова http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=169&id_header=9

Jenny: Автор: Светлана Макаренко Сайт: People's History Статья: Мария Башкирцева (биография) Ей даровал Бог слишком много! И слишком мало - отпустил. О,звездная ее дорога! Лишь на холсты хватило сил... Я с этой девушкой знакома Увы,конечно не была! Но,как она- сидела дома И золотой узор ткала В привычной клетке одиночеств, Где и живет одна- душа Как много в дневниках пророчеств Когда Любви тебя лишат! Ей даровал Господь так много! А Жизнь -крупинками считал О,звездная ее дорога! И Смерть -признанья пъедестал! С детства запомнилась картинка из красочной детской энциклопедии: девушка,почти подросток- тонкие черты лица,белокурые волосы,-явно жила в далеком 19 столетии- полулежит в кресле мечтательно уставившись в окно.Такое красивое лицо,но больше всего на нем завораживают глаза-огромные,слишком выразительные,мама,придерживая книгу на моих коленях тихо говорит:"необычные".Потом мы вчитываемся в текст и я,позабыв,что книга чужая,что рвать и пачкать ее нельзя,что взяли на три дня,начинаю плакать прямо над той страницей,где написано,что девушка- художница рано умерла от чахотки в 23 года,оставив после себя значительное количество картин,погибшее в годы войны, и огромный, в несколько десятков томов ,дневник ...Строчки расплываются перед глазами,на книге остаются мокрые пятна,мама недовольно ворчит и захлопывает книгу.Тяжесть ее давит мне на колени,я не выдерживаю и она падает прямо в мягкую серую землю-пыль под скамейкой.(Мы читаем книгу на даче)Мама и вовсе рассержена:"Ну вот,выпачкали книгу! Что теперь скажет тетя Катя?! Следующей- не даст уж точно!" Но какое мне дело до тети Кати с ее роскошными книгами?! Мне до слез и тоскливой боли под сердцем жалко девушку с загадочными глазами-там так много грусти,я десятилетняя,быстро догадываюсь почему...Может быть тогда впервые тень от слова "Смерть" коснулась моей души тонкими перстами.Как будто ледяной камешек упал в сердце,оставив там едва заметный холодок и часто наплывающее,сладковато-горькое чувство удивления и тоски при звуках имени: Мария Башкирцева. В ее жизни было все. Богатство,роскошь,предвосхищение малейших желаний,обожание,переходившее со стороны деда и матери в боготворение.Она родилась в богатой и родовитой семье Башкирцевых,- чьё имение славились роскошью и хлебосольством на Полтавщине,и уступало по величине лишь имению знаменитого гр.Кочубея,-но почти не помнила Украины,так как в десятилетнем возрасте была увезена за границу- из-за слабого здоровья,по настоянию обожавшего ее деда-,англомана,аристократа,библиофила,тонкого ценителя искусства.Почти не помнила она и отца,с которым мать рассталась,выиграв бракоразводный процесс,что тогда была редкостью для России. Мари проведет свое детство,вдыхая аромат миндальных садов на юге Франции,слушая негромкий шум моря на Лазурном берегу,засыпая под его рокот.Многие места старой Европы,знаменитые одним своим звуком,станут ей родными:Ментона,Лондон,Париж, Ницца. Не будет ни одного музея, ни одной картины,ни одного спектакля,концерта, который Мари,Муся,Мусенька- так обожающе звали ее родные-не увидела,ни посмотрела,не оценила бы, не записала в свой знаменитый сенсационный (позже,позже!)"Дневник"...Она живет в каждодневном общении с прекрасным,оно дает ей как бы второе дыхание.Ее дневник",подобен великолепной ткани,вывороченной наизнанку"- по отзыву современников. Одиночество,его золотая клетка,(из-за рано развившихся болезней-хронического ларингита похитившего голос,великолепный от природы, и слух,данный лишь редкостным пианистам,может быть,таким,как Лист или Шопен,-а позже -туберкулез,уже приведший к могиле ) и "было той силой,что поднимало со дна ее души,все что там находилось."(Мстислав Князев) Больше всего ее терзала мысль о бесследности, полном исчезновении Если" душа чувствует,любит,ненавидит,желает,если, наконец,одна только эта душа заставляет нас жить,каким же образом происходит,что какая -нибудь царапина этого бренного тела,какой - нибудь внутренний беспорядок,какой - нибудь излишек вина или пищи- каким образом все это может заставить душу покинуть тело?" Этим вопросом Мари озабочена постоянно,сколько бы не было ей лет...Может быть, поэтому у девочки,постоянно окруженной врачами,их советами и порой слишком навязчивой опекой родных,развивается стремление заявить о себе,развить свои недюжинные таланты- в музыке,пении,рисовании,покорить ими,этими талантами, Мир?Многие потом писали о сильно развитом у Башкирцевой чувстве тщеславия,самолюбования и гордыни.Но мне кажется, здесь другое. Просто- напросто,как все недюжинные натуры,она быстро перерастает уровень,окружающих ее людей- пусть и беззаветно любящих,пусть и преданных, -и начинает осознавать свою обреченность на одиночество. "Кому много дано,с того многое и спросится!"-написано и придумано не нами.Трудная, похожая на блеск рано сорвавшейся с неба звезды жизнь Марии Башкирцевой- тому подтверждение . Она не имела внешности" синего чулка",ее дарования и познания в литературе,музыке,живописи,химии поражали современников,но в итоге такое блистательное вступление в жизнь,такой каскад упоительных возможностей обрывается столь внезапно,что,впервые увидев даты ее жизни ,думаешь не опечатка ли это?! Образ Марии Башкирцевой в расцвете ее таланта и за несколько месяцев до смерти взволнованно рисует рассказ известного в своё время во Франции критикаФрансуа Коппе.Вот отрывок из него... "В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз,я видел ее в течении какого- нибудь часа-и никогда не забуду ее.В свои 23 года она казалась гораздо моложе,небольшого роста,при изящном сложении,лицо круглое,безупречной правильности:золотистые волосы,темные глаза,светящиеся мыслью,горящие желанием всё видеть и всё знать,губы,выражавшие одновременно твердость,доброту и мечтательность,вздрагивающие ноздри дикой лошади.М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное... воли,прячущейся за нежностью,скрытой энергии и грации.Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная,чисто мужская сила.На мои поздравления,она отвечала мне мелодичным,приятным голосом,без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах... в своем отчетливом желании славы.Чтобы посмотреть другие ее работы,мы поднялись в мастерскую.Любопытство влекло меня в более темную часть мастерской,где я увидел тома, стоявшие плотными рядами на полках.Тут были все высокие творения человеческого духа и все - на своих родных языках- и французы,и англичане,и немцы и древние греки.И русские и итальянцы.И это вовсе не были книги ,выставленные напоказ.Это были настоящие книги,читанные и перечитанные,потрепанные,изученные.Рядом стоял открытый рояль,на котором прекрасные руки Мари переиграли всех музыкальных авторов" "Мне уже пора было удалиться"-рассказывает в своем "Предисловии к каталогу картин М.К.Башкирцевой"( для парижской выставки 1877 года) Франсуа Коппе-"и странно,я испытывал в эти минуты какую - то скрытую тревогу,какой -то страх- я не решаюсь сказать: предчувствие. При виде этой бледной,страстной девушки,мне представлялся необыкновенно роскошный тепличный цветок с необыкновенным ароматом,,и какой -то тайный голос как бы шептал мне:"Слишком много зараз!" Это было действительно слишком ...." Прислушаемся же к нашей героине,которая успела блистательно описать свою короткую жизнь. Её дневник поможет нам в этом,дневник,изданный впервые в 1887 году во Франции,на французком же языке, и вызвавший настоящую сенсацию.Дневником болели,восторгались,его отрицали,над ним посмеивались и даже сомневались в подлинности,но не оставались равнодушными! Дневник написан предельно откровенно,подобных ему почти нет в истории,и,может быть,поэтому он подвергался столь яростной критике... К слову сказать, в России он не был издан вплоть до 1999 года,как не было до сих пор и не одной выставки работ Башкирцевой в России или на Украине, и мало кто может судить о ней ,как о незаурядном и талантливейшем художнике конца 19-го века. (Лишь сравнительно недавно незаурядность личности Башкирцевой стала привлекать внимание ученых -психологов,пытающихся раскрыть феномен потенциала творческой личности вообще и женской Личности- особо) Мне кажется никто не любит всего как я люблю-пишет Мария на сокровенных страницах: искусство,музыку,живопись,книги, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, всякую погоду, все времена года,спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя,снег зимою,осень с ее дождями,весну с ее тревогой,спокойные летние дни и прекрасные ночи,наполненные сверкающими звездами...Я люблю все до обожания. Я хотела бы все видеть.все обнять,все иметь,слиться со всем.!" и тут же о себе,пронзительная фраза:"Я подобна свече,разрубленой на четыре части и горящей со всех концов". А ведь ее упрекнут в холодном темпераменте- полюбила не мужчину,а искусство- до страсти,до самозабвения,решив отдать ему всю жизнь... Да,было так,иначе откуда бы возникло за очень короткий период более 150 картин.? Но как ошибались говорящие о том,что в ней больше было мужских качеств,чем женских,что она была холодна,как лед! Они просто не имели возможности заглянуть в ее письма к Мопассану,которые до сих пор известны обрывочно.Два слова об этом странном письменном романе.Она не искала со знаменитым тридцатилетним писателем встреч,свиданий,но ее письма-талантливые,нервные,блестяще написанные,со свободными ссылками на древних и современных авторов,скрыто чувственные,женственные,остроумные,немного грустные(она боялась грусти,считая,что это не должно занимать в жизни женщины много места:"Спросите у всех,кто меня знает,о моем расположении духа,и Вам скажут,что я самая веселая,самая беззаботная и самая счастливая,так как я испытываю величайшее наслаждение казаться сияющей.. и охотно пускаюсь в ученый спор или пустую болтовню.") Задели болезненную душу Мопассана,вызвав его на откровенность. Он был очарован письмами русской незнакомки,он жаждал прочесть новые строки,в его ответных письмах чувственный цинизм перемешивается с глубокой откровенностью и плохо скрытой нежностью к очаровавшей его Мари.И может быть только чтобы оградить себя от готовящейся нахлынуть на него лавины чувств,он пишет Марии цинично- остроумное письмо,которое она сочтет оскорбительным для себя. Башкирцева отвечает Мопассану последний раз:"Вы не тот,кого я ищу.Но я никого не ищу,ибо полагаю,что мужчины должны быть аксесссуарами в жизни сильных женщин. Невозможно поручиться за то,что мы созданы для друг друга.Вы не стоите меня. И я очень жалею об этом.Мне так хотелось бы иметь человека, с которым можно было бы поговорить". Переписка оборвалась и все попытки со стороны Мопассана возобновить ее, встретиться с Мари.были тщетны. Она остается одна.Золотая клетка ее одиночества захлопывается еще сильнее.Она слышит как поворачивается ключ.Она уходит в себя,уходит в музыку,живопись, книги,ею овладевает лихорадка чтения,жажда все больших знаний,она составляет план занятий,находя,что ее образование -хаотично,бессистемно.Читает на латыни,французком,английском по 5-6 книг и десяток газет за день! Пренебрегает советами врачей,играет на рояле помногу часов в день,а ведь ей запрещено. Но она всегда игнорировала свою физическую слабость,не говорила о болезни вслух,презирала заботу о телесном,вышучивала свой кашель и согласилась серьезно лечиться лишь когда все уже было запущено.Она говорила,что отдаться полностью живописи это ее мечта.Это ее достойная цель.Она поступает в частную академию профессора Жулиана в конце 1877 года. После первых же занятий профессор Жулиан отмечает успехи новой ученицы."Я думал,что это каприз балованного ребенка,но я должен сознаться,что она действительно работает,что у нее есть воля и она хорошо одарена. Если это будет продолжаться,то через три месяца ее рисунки могут приняты в Салон"(ежегодная парижская выставка). Так оно и случилось. В два года осваивает семилетний курс академии блестяще одаренная,но не менее трудолюбивая Мария.Она работает,полубольная,по 12-14 часов в день,почти ночует у мольберта и холстов.Учителя в изумлении смотрят на профессиональные холсты начинающей ученицы,оскорбительно выпытывают ей ли самой принадлежат все эскизы и рисунки...По академии ходят слухи,что почти все ее картины принадлежат художнику Жюлю Бастьену -Лепажу- мастеру реалистического пейзажа, с которым у "одержимой"русской,якобы -роман.А Мария запишет в дневнике,что Бастьен- Лепаж не может долго вдохновлять как учитель.Если она повторяет Бастьен - Лепежа,то это- пагуба.Сравняться с тем,кому подражаешь - невозможно...Величайшие мастера велики только правдой и те,которые смеются над натурализмом - дураки и не понимают,в чем дело.Что же такое возвышенное искусство,если не то искусство,которое изображая перед нами тело,волосы,одежду,деревья с полнейшей реальностью,доходящей почти до обмана чувств,передает в то же время душу,мысль,жизнь..."(М.Башкирцева."Дневник") Она писала о жизни,о красках и тонах,которые правдивы и поют,он а получала медали и призы на выставках,она познала вкус прижизненной Славы,но не была ею прельщена:"Радости от побед нет,потому что это достигнуто долгим и кропотливым трудом,в них нет ничего неожиданного,а также я чувствую себя на пути к более высокому и совершенному, и содеянное уже не удовлетворяет"(Там же) Она была на пути к высокому,но - небесному,а не земному.Скоротечный туберкулез отнимал ее последние силы.Она подолгу лежала в постели вынуждена была прервать занятия,но на последней своей,неоконченной, картине нарисовала молодую женщину сидящую на траве в цветущем весеннем саду. Умерла она осенним дождливым днем, 31 октября 1884 года. После нее осталась книга в тысячу с лишним страниц,да несколько полотен во Французких музеях- Люксембургском,Лувре,музее Ниццы. Остальные картины родные увезли на родину и они погибли в начале Второй Мировой при бомбежке окрестностей Киева. Но имя ее не кануло бесследно. На каменном свитке статуи символизирующей бессмертие (работа французкого скульптора по заказу правительства) выбито ее имя - Мария Башкирцева. Мопассан же, посетив ее могилу, сказал:"Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!" Макаренко Светлана 24.11.00, специально для People's History http://www.peoples.ru/art/painter/bashkirtceva/

Jenny: М.Башкирцева Молодая женщина с букетом сирени 1880е г М.Башкирцева Портрет Александрины Патченко 1881 г. М.Башкирцева Жоржетта 1881 г.



полная версия страницы